По степени известности товарные знаки классифицируются: как обычные товарные знаки и общеизвестные.
Общеизвестные товарные знаки представляют собой обозначения, ставшие известными широкому кругу потребителей соответствующих товаров.
Общеизвестность устанавливается не только по объективным критериям, но, в первую очередь, с восприятием и степенью узнаваемости людьми, то есть с субъективным критерием. В этой связи, основополагающими критериями для определения общеизвестности товарного знака являются результаты опроса потребителей товаров по вопросу известности как субъективного показателя. Существенным условием общеизвестности товарного знака является его предшествующее интенсивное использование, то есть применение на товарах или их упаковке, в рекламе, на выставках.
Следует отметить, что Парижская конвенция по охране промышленной собственности, впервые закрепившая особое правило о правовой охране общеизвестных товарных знаков, не содержит указаний на то, как достигается известность и оставляет это на усмотрение национального законодателя. Поэтому общеизвестным товарным знаком может быть признан знак, зарегистрированный в государстве или охраняемый в силу международных договоров, а также обозначение, используемое как товарный знак без его правовой охраны в стране, но которое приобрело широкую известность в результате его активного использования.
Основанием для начала административной процедуры по признанию товарного знака общеизвестным является подача заявления в Роспатент.
В Российской Федерации в настоящее время применяется Административный регламент предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по признанию товарного знака или используемого в качестве товарного знака обозначения общеизвестным в РФ товарным знаком, утвержденный приказом Минэкономразвития от 27.08.2015 г. № 602, который вступил в силу 03.10.2015 г.
В соответствии с п.2 ст. 1508 ГК РФ «Общеизвестный товарный знак» предоставление правовой охраны общеизвестному товарному знаку означает признание исключительного права на общеизвестный товарный знак. Правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно.
Согласно п.2 ст. 1509 ГК РФ «Предоставление правовой охраны общеизвестному товарному знаку» товарный знак, признанный общеизвестным, вносится Роспатентом в Перечень общеизвестных товарных знаков в Российской Федерации и публикуется Роспатентом в официальном бюллетене незамедлительно после его внесения в Перечень общеизвестных товарных знаков (п.4 ст. 1509 ГК РФ).
Свидетельство на общеизвестный товарный знак выдается Роспатентом в течение месяца со дня внесения товарного знака в Перечень общеизвестных товарных знаков (п.3 ст. 1509 ГК РФ).
Следует отметить, что охрана общеизвестных товарных знаков основывается не только на нормах национальных законов, но и на положениях ст. 6bis Парижской конвенции и ст.16 Соглашения ТРИПС.