Правовая охрана и защита объектов интеллектуальной собственности
в России и за рубежом
Заказать звонок

Вопрос-ответ

Товарные знаки
Патенты
В чем отличие товарного знака от бренда, логотипа?

Товарный знак – зарегистрированное обозначение (словесное, изобразительное, комбинированное и также иные обозначения), которое позволяет его владельцу (Правообладателю) на законных основаниях использовать его с целью индивидуализации и идентификации для потребителя своего товара или услуги.

Логотип — это стилизованный графический знак, изображение в виде эмблемы или символа, применяемое в целях индивидуализации какого-либо изготовителя, предприятия, компании и т.д. Логотипами называют чаще изобразительные обозначения, которые могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака, как отдельное обозначение, так и в составе комбинированного обозначения вместе со словесным элементом.

Бренд – это собирательное обозначение, которое представляет собой не только товарный знак, но и репутацию, ассоциации с продуктом и/или с производителем, а также определенные сложившиеся характеристики в результате длительного использования и широкой известности на рынке. При этом бывают случаи, что брендами становятся и не зарегистрированные обозначения в качестве товарных знаков.

В отличие от логотипа и бренда, товарный знак это зарегистрированное обозначение, которое защищено в соответствии с законодательством РФ, и запрещает его использование другим лицам. Товарный знак/знак обслуживания является объектом интеллектуальной собственности в соответствии с IV частью Гражданского Кодекса РФ.

Зачем регистрировать товарный знак?

Регистрация товарного знака позволяет его правообладателю:

  • обладать исключительным правом на использование товарного знака;
  • являться единственным правообладателем своего товарного знака;
  • пресечь несанкционированное использование товарного знака, а также сходного с ним обозначения со стороны третьих лиц;
  • пресечь также несанкционированное использование товарного знака, а также сходного с ним обозначения со стороны третьих лиц в способах переадресации (доменные имена), а также в иных способах индивидуализациli>
  • получить гарантии, что сам правообладатель не нарушает права других лиц посредством его использования;
  • получать дополнительную выгоду (прибыль) посредством передачи прав на использование (лицензия, франшиза, залог и т.д.);
  • обеспечить узнаваемость не только своим товарам и/или услугам, но и компании в целом;
  • защитить в целом свой бизнес, так как товарный знак является одним из основных и главных инструментов для развития компании и выхода на рынок;
  • увеличить стоимость бизнеса (компании) посредством капитализации при постановке на учет товарного знака в качестве нематериального актива;
  • получить дополнительные преимущества при рекламе своего товара и/или услуги (на телевидении, при размещении уличных вывесок, распространении рекламных материалов и т.д.).
Что может быть зарегистрировано в качестве товарного знака?

В качестве товарного знака могут быть зарегистрированы любые обозначения, которые может воспринимать человек – слова, изображения, трехмерные объекты, комбинации слов и изображений, запахи, сочетания звуков, световые эффекты, способные индивидуализировать товары и/или услуги юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, при условии, что они отвечают требованиям охраноспособности, определенным действующим законодательством (в частности, не сходны до степени смешения с товарными знаками других лиц, не вводят потребителей в заблуждение относительно товара или его производителя, не нарушают авторские права и т .д.).

Сколько стоит зарегистрировать товарный знак?

Стоимость наших услуг по регистрации товарного знака является фиксированной и неизменной. Размер пошлины по регистрации товарного знака варьируется от количества выбранных классов МКТУ. Общая стоимость регистрации товарного знака в 1 классе МКТУ (под ключ) составит 58 860 рублей (из них 23 100 рублей — составляет официальная пошлина и 35 760 рублей – стоимость наших услуг). При этом обращаем внимание на то, что количество классов МКТУ не увеличит нашу стоимость услуг, в отличие от размера пошлины. И дополнительным преимуществом для обращения за регистрацией товарного знака в нашу компанию является то, что мы предоставляем нашим клиентам 30 % скидку на пошлины (вышеуказанный размер пошлины включает в себя уже эту скидку). Для более детального расчета (в случае, если интересует несколько классов МКТУ) Вы всегда можете обратиться к нашим специалистам.

Каковы сроки регистрации товарного знака?

Срок государственной регистрации товарного знака при стандартной процедуре составит 8-10 месяцев. Наша компания также может оказать услуги по ускоренной процедуре регистрации товарного знака (при оплате официальной пошлины за ускорение), при которой срок регистрации составит всего 3-4 месяца.

На какой срок осуществляется регистрация товарного знака?

Срок действия исключительного права на товарный знак составляет 10 лет, который отсчитывается с даты подачи заявки (дата приоритета) в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент). При этом срок действия исключительного права на товарный знак может продлеваться неограниченное количество раз на очередные 10 лет. Продление необходимо осуществлять на последнем году срока действия. Таким образом, при своевременном продлении товарного знака каждые 10 лет он может действовать бессрочно.

Классы МКТУ, как определить нужный класс?

МКТУ — это сокращенное название Международной классификации товаров и услуг, учрежденной Ниццким соглашением о Международной классификации товаров и услуг для регистрации товарных знаков. Международная классификация товаров и услуг состоит из 45 классов: с 1 по 34 классы МКТУ составляют определённые группы товаров, а с 35 по 45 классы — услуги. Товары и услуги сгруппированы в классы, исходя из их однородности свойств и характеристик. В настоящее время действует 11 редакция МКТУ. При выборе нужного класса товаров и услуг следует пользоваться официальным изданием Международной классификации товаров и услуг в РФ, которое публикуется Роспатентом. Официальная публикация состоит из Общей части, Перечня классов товаров и услуг с пояснениями и Перечня товаров и услуг, объединённых в классы. Товары и услуги, фигурирующие в заголовках классов, являются только общими указаниями на области, к которым в принципе относятся товары или услуги. Поэтому для правильного выбора конкретных товаров или услуг необходимо пользоваться непосредственно перечнями товаров и услуг внутри каждого класса. При обращении в нашу компании наши специалисты полностью возьмут на себя выбор нужного класса МКТУ (с учетом видов деятельности Заявителя), а также сделают подборку перечня конкретных товаров и услуг. Более того наши специалисты расскажут о последствиях и рисках при неправильном выборе классов МКТУ. После регистрации товарного знака невозможно добавить классы МКТУ, а также расширить перечень товаров и услуг. Таким образом, определение нужного класса МКТУ (в т.ч. подборка перечня) является одним из важных этапов перед регистрацией товарного знака.

Для чего нужна предварительная проверка?

В ходе проведения экспертизы заявки на товарный знак проверяется соответствие заявленного обозначения требованиям законодательства РФ, а именно ст. 1477, 1483 ГК РФ. В соответствии с данными требованиями заявленное обозначение должно индивидуализировать товары или услуги юридических лиц или индивидуальных предпринимателей и соответствовать критериям охраноспособности, перечисленным в ст. 1483 ГК РФ. Данная статья содержит абсолютные основания для отказа в регистрации, т.е. непосредственно присущие заявленному обозначению, и относительные основания для отказа в регистрации, касающиеся нарушения прав других лиц. В случае выявления несоответствия заявленного обозначения требованиям законодательства Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) принимает решение об отказе государственной регистрации товарного знака. Поэтому, перед подачей заявки на товарный знак рекомендуется обратиться к специалистам для предварительной проверки обозначения с целью его регистрации в качестве товарного знака. Предварительная проверка в нашей компании включает в себя:

  • анализ обозначения специалистом на общую возможность регистрации в качестве товарного знака с учетом абсолютных оснований для отказа.
  • проведение информационного поиска в отношении тождественных/сходных до степени смешения обозначений, которые были ранее зарегистрированы либо поданы на регистрацию в тех же или однородных классах МКТУ, что исключит относительные основания для отказа в регистрации.

По итогам предварительной проверки наши специалисты (патентные поверенные РФ) предоставят в письменном виде отчет с результатами поиска, анализом, выводами и рекомендациями.

Можно ли зарегистрировать товарный знак на физическое лицо?

Нет, товарный знак не может быть зарегистрирован на физическое лицо. В соответствии со статьей 1478 ГК РФ Правообладателем исключительного права на товарный знак может быть только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. При этом обращаем внимание, что не все страны Мира придерживаются такого условия по регистрации товарного знака.

Как расширить действие товарного знака на другие страны?

Для того чтобы расширить действие товарного знака на другие страны можно воспользоваться международной или национальной процедурой регистрации товарных знаков.

Международную процедуру целесообразно использовать, если правовую охрану товарного знака желательно получить сразу в нескольких странах. С этой целью можно воспользоваться Мадридской системой международной регистрации товарных знаков (Мадридское Соглашение и Протокол к Мадридскому Соглашению), объединяющая в настоящее время 120 стран участниц. Мадридская система позволяет подать одну заявку на регистрацию товарного знака сразу в несколько выбранных странах или даже во всех странах – членах Мадридской системы. Условием для такой международной регистрации является либо поданная национальная заявка на регистрацию, либо зарегистрированный товарный знак. На базе национальной регистрации или поданной заявки подается заявление в Международное Бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности (МБ ВОИС) с указанием перечня стран. Впоследствии управлять этим товарным знаком (в т.ч. вносить изменения, продлевать срок действия, расширять действие знака на другие страны и т.д.) возможно через один координационный центр – МБ ВОИС, что существенно экономит временные и финансовые средства.

Получить правовую охрану товарного знака в другом государстве можно также посредством национальной процедуры регистрации товарных знаков путем направления соответствующей заявки в национальное Патентное ведомство данной страны. Патентное ведомство проводит экспертизу и регистрацию товарного знака в соответствии с их внутренним действующим законодательством (в т.ч. сроками, пошлинами и требованиями). Национальную процедуру получения правовой охраны товарного знака в других странах обычно используют в тех случаях, когда получить правовую охрану товарного знака необходимо только в одной – двух странах, или когда товарный знак необходимо зарегистрировать в странах, не являющихся членами Мадридской системы.

Подлежит ли регистрации передача исключительного права на товарный знак?

Под передачей права необходимо понимать то, что передача права может быть предоставлена на использование, то есть временная. Такая передача права осуществляется на условиях лицензионного договора. При этом исключительное право остается у Правообладателя. В случае если передается комплекс прав на использование, то это может быть осуществлено на условиях договора коммерческой концессии (франшиза).

А в случае, если передача исключительного права полностью переходит, то такой переход права называется отчуждением и оформляется по договору об отчуждении. Необходимо отметить то, что передача исключительного права на товарный знак по договору об отчуждении может быть произведена только в части классов МКТУ, которые не однородны оставшимся классам МКТУ у Правообладателя. А также такое частичное отчуждение допустимо в том случае, если оно не приведет к вводу в заблуждение потребителей

В соответствии с действующим законодательством РФ все вышеуказанные виды передачи прав должны быть зарегистрированы, так как товарный знак является зарегистрированным объектом интеллектуальной собственности. Указанная регистрация передачи права осуществляется на основании поданного заявления и/или заключенному соответствующему договору (лицензионный договор, договор об отчуждении, договор коммерческой концессии, или даже договор залога). Перечисленные документы с оплаченной пошлиной подаются в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент) для регистрации передачи исключительного права на товарный знак. Срок регистрации передачи права на товарный знак занимает в среднем 2 месяца.

Кто может подать заявку на получение патента?

Заявку может подать автор или другое физическое, или юридическое лицо, имеющее право на получение исключительного права.

Такое право должно быть оформлено в виде договора либо соглашения.

Специалисты нашей компании помогут Вам подобрать именно Ваш вариант оформления прав на получение исключительного права на изобретение, полезную модель или промышленный образец.

Каковы сроки регистрации патента на изобретения?

Сроки регистрации зависят напрямую от того, будут ли замечания у государственной экспертизы ФИПС по Вашей заявке.

Иногда, если заявка оформлена с нарушениями, сроки растягиваются.

Обычно, по заявкам на изобретение, полезную модель или промышленный образец, которые готовит наша компания, сроки рассмотрения заявок в ФИПС не превышают 7-9 месяцев.

Для чего нужен патентный поиск?

Патентный поиск рекомендуется всем нашим клиентам при подготовке заявки на регистрацию на изобретение, полезную модель или промышленный образец.

Чем качественнее проведен поиск и чем ближе подобраны аналоги, тем меньше будет замечаний у государственной экспертизы ФИПС по Вашей заявке и, следовательно, срок рассмотрения заявки будет меньше.

В случае некачественного поиска возможно получение отказа в выдаче патента.

Какой срок действия патента на изобретение?

Срок действия составляет 20 лет с даты подачи.

В некоторых случаях он может быть увеличен.

В тоже время, патент необходимо ежегодно поддерживать в силе, путем оплаты государственных пошлин.

В связи с тем, что сроки уплаты являются индивидуальными для каждого патента, мы рекомендуем нашим клиентам поручать нашей компании отслеживать эти сроки и оплачивать пошлины, чтобы не потерять полученный патент.

Сколько правообладателей может быть у патента?

Законодательство не ограничивает количество владельцев у патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец.

Однако, в случае распоряжения исключительным правом на патент (лицензия, продажа патента), необходимо согласие всех владельцев.

Наша компания поможет Вам подобрать именно Ваш вариант соглашения между совладельцами для оформления и регистрации распоряжения исключительным правом на патент.