Простые решения
сложных проблем
Правовая охрана и защита объектов интеллектуальной собственности
в России и за рубежом
30 лет на рынке

Регистрация корпоративного цвета в качестве товарного знака

Для индивидуализации своих товаров и услуг компании используют различные коммерческие обозначения. В качестве брендов регистрируются слова, изображения, звуки и их комбинации. Сравнительно недавно компании стали создавать необычные товарные знаки, которые состоят только из цвета. Правообладателями таких брендов в России стали «МТС», Сбербанк, «Тиффани энд Компани» и «Газпром». На практике известно несколько случаев отказа в регистрации товарных знаков, которые состоят только из одного цвета.

Первым прецедентом использования корпоративного цвета в качестве торговой марки стало дело американской компании «Кволитекс К». Иск был подан к фирме, которая, по мнению заявителя, нарушала его исключительное право. Верховный суд США постановил, что цвет может охраняться как товарный знак. Необходимое условие для этого — приобретение данным брендом различительной способности. Поскольку истец изготавливал подушки с зелено-золотистым покрытием, данный цвет получил широкую известность на соответствующем рынке.

Как обстоят дела с использованием таких брендов в России? В законе сказано, что в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, объемные, изобразительные и иные обозначения, а также их комбинации. По мнению ряда экспертов, в понятие «иные обозначения» можно включить и корпоративные цвета.

Регистрация такого товарного знака проходит по общим правилам. Однако эта процедура имеет определенные особенности. Наряду с соблюдением общих требований закона необходимо доказать, что представленный на регистрацию бренд приобрел различительную способность. Это означает, что данный цвет ассоциируется с товарами или услугами организации-заявителя. На практике такое происходит в результате длительного использования бренда на рынке товаров и/или услуг. Покупатель знает, что компания ведет свою коммерческую деятельность под определенным корпоративным цветом.

Кроме того, при оформлении заявки нужно указывать номер цветового оттенка по системе Pantone. К примеру, Сбербанк является правообладателем зеленого цвета оттенка 349. Регистрация таких товарных знаков вызывает много вопросов и длится дольше, чем обычных словесных, изобразительных или комбинированных брендов.