Правовая охрана и защита объектов интеллектуальной собственности
в России и за рубежом
Заказать звонок

Отказ в регистрации товарного знака

Охраноспособность товарного знака предполагает наличие у обозначения определенных условий, позволяющих получение ему охраны в качестве товарного знака.

Условиями охраноспособности являются определенные требования, которым должно соответствовать заявляемое обозначение, чтобы оно было зарегистрировано в качестве товарного знака.

Эти требования выделяются в форме «абсолютных» и «иных» оснований для отказа в регистрации, хотя ст. 1483 ГК РФ «Основания для отказа в регистрации товарного знака» не предполагает выделение подобной классификации требований, учитываемых при регистрации обозначений в качестве товарного знака. Однако это имеет место в законодательстве по товарным знакам остальных государств – членов ЕАЭС.

Выделение абсолютных и иных оснований имеет принципиальное и практическое значение, поскольку абсолютные основания для отказав регистрации товарного знака отражают сущность товарного знака, а иные (относительные) отражают интересы третьих лиц.

Представляется, что все требования можно классифицировать по трем группам:

  1. Соответствие обозначения публичному порядку и общественным интересам;
  2. Наличие у обозначения различительного характера;
  3. Отсутствие конфликта между правом на регистрируемый товарный знак и ранее возникшими правами других правообладателей на тождественные или сходные обозначения.

Законодательством запрещена регистрация обозначений тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия или природного характера, других культурных ценностей, не относящихся к особо ценным, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах без согласия собственников или лиц, уполномоченных собственником на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков.

Основанием для отказа в регистрации товарных знаков является ложный или способный ввести в заблуждение потребителя характер заявленных обозначений.

Обозначение может быть ложным или вводящим в заблуждение потребителя, если оно вызывает в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе как не соответствующее дей ствительности или способствует формированию ассоциативных связей, вводящих в заблуждение потребителя.

Вторая группа требований, препятствующих регистрации обозначений в качестве товарных знаков – это отсутствие различительной способности, то есть неспособность выполнять основную функцию товарного знака.

Характеристика обозначений, не обладающих различительной способностью, приведена в таком нормативном акте РФ, как Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2015 г. № 482.

В соответствии с данным нормативным актом к обозначениям, не обладающим различительной способностью относятся:

  • простые геометрические фигуры, линии, числа;
  • общепринятые наименования;
  • отдельные буквы и сочетание букв, не обладающих словесным характером;
  • сведения, касающиеся изготовителя товара, или характеризующие изготовителя товара, или характеризующие товар, сырье, из которого сделан товар.

Что касается оснований для отказа в регистрации товарного знака, связанных с нарушением законных интересов третьих лиц, то к ним относятся:

  • обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет, либо получивший правовую охрану без регистрации в силу международных договоров;
  • обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с общеизвестными товарными знаками в отношении однородных товаров с даты более ранней, чем приоритет заявленного обозначения;
  • обозначения сходные до степени смешения с коллективными знаками, наименованием мест происхождения товаров (НМПТ), фирменными наименованиями ранее полученных юридическим лицом, а также обозначения тождественные промышленному образцу, права на который возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.

Наличие данных оснований для отказа в регистрации приведет к отказу заявленного обозначения в качестве товарного знака.